Уезжать или остаться? Часть III
Эта часть самая сложная для меня. Потому что начиная писать, я еще не знал ответа на вопрос и чем ближе к концу, тем сильнее ощущается необходимость ясности. Я задумал этот текст в искренней попытке попробовать понять, почему я поступал так или иначе в своей жизни и остались ли все еще эти причины. В этой части я хочу рассказать про различия работы в частном секторе, учебе за границей и немного о сладости власти.
За время работы на госслужбе, у меня сформировалось мнение, что самые активные политики и госслужащие - это те кто имеют экономический интерес. Люди которые выступают за идеи - обычно проигрывают первым. Все дело в том, что человек выступающий за идею обычно останавливается после того как он привел свои аргументы. Нередко, заканчивая словами “я за кресло не держусь”. Люди же имеющие экономическую повестку - как раз будут держаться и за кресло, и вообще за каждую возможность правдой и неправдой добиться результата. Именно этим обусловлено, кстати, такое большое количество людей из бизнеса в парламенте.
С этим знанием я решил идти в частный сектор. Решил формировать “экономическую повестку”. Я занялся проектом, который мне очень нравился - соединение наших южных областей к широкополосному интернету. Я глубоко убежден, что хороший интернет является необходимостью для полноценного развития современного общества. И я очень рад, что я был причастен к реализации проекта, который сейчас обеспечивает широкополосным интернетом весь наш юг. Но оказалось, что мой романтизм еще менее уместен в бизнесе, чем в политике. Я не защитил свои интересы своевременно и поэтому удовлетворение мое было, в основном, лишь моральным. Тем не менее, я убежден, что эта история еще не завершена.

Село где я вырос
Почти каждая попытка найти себя в бизнесе - приводила меня к тем или иным потерям. Так, из-за моих попыток включить моего младшего брата в мои проекты, резко ухудшились наши с ним отношения. Он всегда для меня был одним из самых дорогих и любимых людей. Но, к сожалению, мы с ним вконец рассорились из-за фундаментальных разногласий. Написав это про родного брата, я понимаю что это стало дополнительной причиной, побудившей меня написать этот текст. Потому что он был одной из очень больших причин хотеть жить здесь.
Моя ситуация с братом очень хорошо иллюстрирует еще одну проблему, которая обнаруживается, когда я хочу что-то изменить. Все что я делал по отношению к нему, всегда диктовалось только желанием ему добра и развития. Но дело в том, что для него это не выглядело так. Так и со всеми нами. Очень часто, бывает так, что если человек лежит в луже грязи, то очень важно убедиться предварительно, а хочет ли он чтобы его из нее вытаскивали. Тут можно и историю с Диогеном вспомнить, можно и обреченность Обломова, но это очень большая проблема для политики. Если народу нормально и так, то очень сложно его убедить напрягаться, чтобы было лучше.
Я всегда хотел поучиться за рубежом. Подробней про это написал в отдельном тексте: http://nurlan.bayaman.com/post/144251277391/ Это желание у меня особенно обострилось, когда я бросил аспирантуру в Москве, увидев коррумпированность системы, и что в итоге мои работы никто и не будет читать, а результат защиты зависит от количества денег, которые я на это выделю. И я очень рад, что я смог получить возможность отучиться в Великобритании.
Я учился госуправлению. Мне было очень интересно систематизировать накопленный мною опыт и получить невероятное количество новых знаний. У меня обновились понятия о государстве, политике, демократии. Но самое главное, что я понял, что у такой страны как Кыргызстан очень малые шансы изменить что-то радикально к лучшему. Именно в этот момент я перестал писать публичные тексты о политике в Кыргызстане. Потому что вдруг оказалось, что все к чему я стремился с детства, в принципе невозможно если верить тому что я узнал. А если к этому добавить то, что в течение года высокообразованная Великобритания проголосовала за брекзит, а потом Америка выбрала Трампа - у меня и в образование пошатнулась вера.
Тем не менее в это время ко власти пришел Сапар Исаков. Несколько близких друзей начали убеждать меня вернуться в Кыргызстан. С одним из них у нас была прогулка на 25 километров по ночному Лондону, где мы оба преступно трезвые спорили, почему мы должны вернуться в Кыргызстан и пробовать что-то изменить, даже если оба видим маловероятность успеха. Хоть я и решил вернуться в итоге, но все же предпочел частный сектор. И сейчас, к своему сожалению вижу, что это было правильное решение. Я очень хотел, чтобы правительство Сапара Исакова сломало болезненную практику 11 месячных правительств.

Хоть и красиво, но это грязный воздух
Конечно, если где-бы ни тыкал все болит, то скорее всего это болит палец. Так и я, наверное, должен признать, что во всем что произошло и не произошло со мной, главная причина это я. При написании всех трех частей я пытался убедить себя, что у меня больше нет причин снова и снова хотеть жить в Кыргызстане. Я с очень большим интересом читал ваши комментарии. Обсуждал в личных встречах и переписке. Мне было очень приятно узнать, что я смог затронуть темы, которые важны и вам. В Кыргызстане нет объективных причин оставаться жить. Особенно в Бишкеке. Здесь воздух очень плохой. Этого аргумента достаточно, чтобы миллиарды людей не очень хотели бы тут жить. Но место жизни, кажется, выбирается не только чистотой воздуха или правительства, а тем насколько сильно мы сами можем влиять на жизнь. Насколько отдельный человек может влиять на что-то. И я больше нигде в мире не вижу пока возоможностей изменения к лучшему, какие я вижу в Кыргызстане. И поэтому я никуда отсюда не уеду. Надолго, по крайней мере.