К основному контенту

Быстро изменить страну не получится

 Два года после увольнения из министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики меня не покидало вполне понятное чувство непризнанности моих заслуг. Ведь я в своих глазах выглядел великим реформатором, большим борцом за справедливость и здравый смысл, и мне ошибочно казалось, что этого достаточно для того, чтобы изменить порядок вещей, по крайней мере тех, которые, вроде бы, находятся в моем ведении.

Сегодня, слушая смешные речевки, где рифмовали Раису Горбачеву и Аллу Пугачеву, вдруг задумался о судьбе Горбачева. И мысли о нем объяснили внезапно мне самому причину моих фрустраций, как любит трунить надо мной широкоизвестный в узком кругу мой друг Насыр. Горбачев искренне хотел, чтобы в СССР люди могли пить Кока-Колу и носить джинсы чтобы не было Берлинской стены, чтобы из стран восточнее стены не хотелось отчаянно удрать в страны западнее нее. Очень простые и понятные желания. И ведь искренне делал все возможное для этого. Хотел, чтобы люди говорили о своих проблемах, осмысливали. Гласность. Плюрализм мнений. На самом деле это очень важные и сильные вещи, хоть и отдает нафталином от этих выражений. И Горбачев хотел, чтобы это все появилось в СССР.  Но люди испугались. Испугались ответственности за свой голос, за свое будущее. Про Горбачева и про причины распада СССР написано много, гораздо лучше и подробнее, чем я бы смог в рамках этого текста. Мне лишь захотелось эскизно описать эту трагедию как пример того, как не надо реформировать страну, как не надо пытаться менять жизнь людей, даже если твои идеи верны и очень хороши и это доказано в какой-то другой стране. Просто прийти и сказать: “теперь у нас будет как у них” - очень вредно и малоэффективно.

 Если у них не воруют, не берут и не дают взятки, это не означает, что мы сможем то же самое сделать у нас. Когда с одной стороны твои доводы о том, что нельзя выделять две сотни миллионов этой государственной компании потому что руководство их тут же разворует, а с другой стороны- отеческое замечание твоего руководителя, что, мол, это же не твои личные деньги, а всего лишь бюджетные, то в тебе просыпается сыновье понимание, что вот она моя родина, отчизна, культура. Культура благодарить за доброе дело. А начальник - он как отец. И это не изжить просто сказав им, что это вот, мол, неправильно, потому что знаете, например, в Америке за это атата делают. И в глубине души поэтому никто никогда не верит и не поверит, что борьба с коррупцией это действительно борьба с коррупцией, потому что в глубине души все думают, что ну на самом то деле ничего страшного, если судья взял немного благодарности. А как еще по- другому? Непонятно как по другому.

По другому - это значит “не по моему”, не так как я привык жить, по другим правилам. Это я значит должен отказаться от собственного понимания правильного и неправильного. Изменить себя. Ээ нет, это уж извольте. Ведь я патриарх. Мужик. У меня все правильно и так. Это пусть они там у себя в гейропах делают, что хотят. А я сорок идиотов соберу и научу всех различать добро и зло.

Не получится нам быстро поменять нашу страну. Это очень длинная и трудная задача. Лет на 20. Как посчитал другой мой друг, через 4 парламента. Но для этого все эти 4 парламента должны идти в этом направлении. В направлении просвещения, образования, культуры, созидания, аккуратных дорог без пыли, без религии или Сталина головного мозга. Но, чтобы эту цель видеть, чтобы видеть эти ориентиры, нужны какие-то действия сейчас. Кто то должен готовить землю для тех кто посадит в нее нужные семена, для тех кто потом будет ухаживать за всходами, которые потом дадут плоды.

Теперь, когда для меня очевидно, насколько я был наивен и пылко романтичен, думая, что работая в том или ином госоргане, я мог что-то изменить, стало, как говорится, легко и просто признать и принять то, что ничего особенного-то я и не смог сделать. 

Много моих друзей уехали. Уехал мой родной брат. Ребята, со светлыми головами, со знаниями, с представлениями о том, каким должен быть порядок вещей, чтобы на улице не было мусора и гулять по городу было приятно, чтобы во главе угла при принятии решений был здравый смысл и забота и, желательно, аксиомы из точных наук. Уехали. Либо работают на себя либо на большую зарплату. Потому что раньше меня поняли, что быстро изменить страну не получится. И срока наших жизней, скорее всего, не хватит, чтобы тут стало точно так же как там.

В итоге получается, что те, кто могли бы вести страну просто в нужном направлении, зная, что цель будет достигнута еще не скоро, не ведут ее туда. А те, кто не знают про эту цель и вообще не заморачиваются на этот счет, стремятся к власти, чтобы порулить этой веселой штукой. И мы получаем общество, в котором политик становится ругательством, а политика - вполне себе проституцией, продающей голоса, решения и мнения людей.

Страну быстро изменить не получится. Поняв это можно попробовать сделать что-нибудь, что можно изменить  здесь и сейчас, как говорится. Подобрать мусор и донести до бака. И постараться как-то не терять далекие огни там, где прекрасные дороги и просвещенные люди.


Популярные сообщения из этого блога

Нурба

До конца - Чарльз Буковски

Как карантин, data analysis, добрый Django, безотказный JQuery и снобский React родили проект.